Вернуться на главную...
 
 
 
 

 

Статьи о дисках

Колесные диски 1
Колесные диски 2

Задать вопрос

     Если  у  вас  есть  какие то вопросы, задавайте, не стесняйтесь, чувствуйте себя свободно.


Как нас найти

46000, г. Тернополь,
ул. Крушельницкой 18/ 509, тел/факс: 430088, 433008 
Рабочее время:  понедельник - пятница
с 8.30 - 18.00
суббота с 9.00 - 15.00


Компании производители

Links


Наши друзья

Links


  

 Колесные диски 2 


Вылет колеса. Это расстояние между продольной плоскостью симметрии обода и крепежной плоскостью колеса. Для каждой модели автомобиля вылет рассчитывается так, чтобы обеспечивались оптимальная устойчивость и управляемость машины, а также наименьшая нагрузка на подшипники ступиц. Большинство серийных легковых автомобилей выпускается с вылетами колес от 0 мм (ГАЗ-3102) до +38 мм ( Opel Corsa. Toyota Corolla, Mitsubishi Colt, ВАЗ-2109), но этим диапазон, конечно не исчерпывается - встречаются модели с вылетом и -46, и +59. Ставить на машину диски с нештатным для данной модели вылетом производители не рекомендуют. Его уменьшение делает колею колес шире - хотя это немного и повышает устойчивость автомобиля, придает ему более гоночный вид, но в то же время резко снижает ресурс подшипников ступиц и создает дополнительную нагрузку на подвеску (увеличить же вылет, то есть сузить колею колес, чаще всего невозможно - диск упрется в суппорт или в тормозной барабан).

Размеры "колесо-машина". С этим обычно проблем не возникает - каждый автовладелец прекрасно знает, какими болтами, гайками, шпильками крепится колесо к его машине. В количестве отверстий крепления тоже трудно ошибиться - вряд ли вы купите диск с четырьмя отверстиями, если на ступице оси автомобиля торчит 5 шпилек. Бывает, ошибаются в выборе диаметра центрального отверстия диска (если ошибка в минус, колесо попросту не сядет на место) и диаметра расположения отверстий крепления. И то, и другое указано в каталогах, которые есть в любом приличном магазине - перед покупкой дисков попросите продавца свериться с ними. У родных колес автомобиля центральное отверстие диска, как правило, точно подогнано к ступице оси: на заводах принято центрировать колесо именно по нему - его диаметр является посадочным. Но если вы покупаете диски на вторичном рынке, не удивляйтесь тому, что центральное отверстие может оказаться больше положенного. Производители запчастей часто делают его заведомо увеличенного диаметра (колесо в этом случае центрируют по диаметру расположения отверстий крепления - он обозначается РСD - Рitch Circle Diameter) и снабжают диск набором переходных колец, что позволяет использовать его на разных моделях автомобилей. Но лучше обойтись без колец. Хотя в них большого криминала нет, все-таки чем меньше в узле "лишних" деталей, тем он надежнее.

Маркировка. Полную или почти полную информацию о диске дает маркировка, которая должна быть отлита или выбита на видном месте. То есть на любой поверхности диска, кроме той части обода, которая обращена к шине. Наносить маркировку на посадочную поверхность не имеет смысла, поскольку диски часто продаются в сборе с шинами, которые закрывают надписи. На нашем рынке вы можете столкнуться с разными вариантами маркировки - как правило, с российским, американским и европейским. Они немного отличаются друг от друга манерой исполнения, но это не должно сбивать вас с толку - просто одна и та же информация доносится до покупателя посредством разных, зависящих от конкретных национальных стандартов, символов. Рассмотрим в качестве примера маркировку внедорожного диска американской фирмы АLСОА.

Первое. Это, конечно, название фирмы, ее эмблема (нечто, напоминающее песочные часы), знак, защищающий право производителя называться самим собой (буква R в кружочке), и страна изготовления диска (Мade in USA).
Далее. Типоразмер- 15х10jj. Это означает, что данный диск имеет монтажный диаметр 15 дюймов и ширину обода 10 дюймов. Учтите, что на европейском и российском дисках эти параметры указаны в обратной последовательности - 10jjх15, а в хвост этой надписи еще и пристраиваются какие-то буквы (например так: 10jjх15СН). В индексе, проставленном после значения ширины обода (в нашем случае это jj), закодирована информация о конструктивных особенностях бортовых закраин этого самого обода - всевозможные углы наклона, радиусы закругления и прочее. Вместо jj может бить написано J, JK, К или L - в зависимости от того, какая именно форма закраин обода выбрана конструкторами для данного диска. Ну а что означают буквы, проставленные после монтажного диаметра? Прежде чем ответить на этот вопрос, следует вспомнить, в чем состоит основное отличие диска для камерной шины от диска для бескамерной.

Вспомнили? В наличии у "бескамерного" хампов - специальных кольцевых выступов на полках обода, удерживающих шину от соскакивания с диска при боковом ударе и при потере давления. Конструкций хампов довольно много - есть простой хамп (обозначается Н - НHump), есть плоский хамп (FН - Flat Hump), асимметричный хамп (АН - Asymmetric Hump) и еще множество других. Иногда на ободах делают специальную полку (SL - Special Ledge), параметры которой выверены так, что шина надежно держится и без хампа. Бывает, на внешней стороне обода хамп одного типа, а на внутренней - другого. Все эти комбинации и оговариваются в размерной надписи. В европейском варианте маркировки - 10jjxІ5СН - буквы СН означают, что на данном диске применена система Combi Hump (комбинированный хамп). Вникать в то, что с чем скомбинировано, покупателю не обязательно, это информация для специалистов. Запомнить же значения этих буковок вы можете лишь затем, чтобы при случае блеснуть эрудицией в разговоре с собратьями по рулю.

На диске обязательно указывается дата изготовления (год и неделя). Число 0294 означает, что колесо выпущено во вторую неделю 1994 года.
Надпись PART NO 150410-A - это номер той партии отливок, из которой взята заготовка для диска. Если в процессе эксплуатации у диска обнаружится заводской дефект, торговая инспекция сможет по этому номеру определить, в каком звене технологической цепочки допущен брак. Российские и европейские производители обычно обозначают номер отливки четырехзначным числом.
N48 Т-DOТ - клеймо контролирующего органа (говоря по-нашему, ОТК), подтверждающее, что товар проверен по всем параметрам и годен к употреблению. DОТ означает, что диск соответствует американским стандартам безопасности. Некоторые фирмы клеймят свою продукцию не сухими индексами, а птичками, цветочками и прочим художеством.
На литых дисках для бескамерных шин помимо клейма обычного ОТК ставится еще и клеймо рентгеноконтроля, которое свидетельствует о том, что диск не имеет внутренних дефектов - литьевых раковин.

МАХ LOAD 3000 LВ - предельная статическая весовая нагрузка на диск. Переведя 3000 фунтов в привычную нам систему измерений, получим 1362 кг.
FORGED в переводе с английского означает кованый. Наличие такой надписи в маркировке не обязательно, она не предусмотрена никакими стандартами. Как правило, ее делают на супермодных дисках, откованных из легкого сплава. Это значит, что фирма-производитель просто желает потрафить тщеславному покупателю и привлечь денежную клиентуру. Ведь кованый, а особенно кованый магниевый диск - безумно дорогой (на Западе) и престижный - признак состоятельности владельца. И без надписи FORGED тут уж никак не обойтись. Дескать, пусть все видят, какой я крутой...

Есть в американской маркировке еще одна интересная надпись: МАХ РSI 50 COLD. Она означает, что давление в шине, надеваемой на этот диск, не должно превышать, в нашем примере, 50 фунтов на квадратный дюйм (3,5 кгс/см кв.); слово cold (холодный) напоминает, что измерять давление в шине следует, когда она холодная, то есть до поездки или не сразу после нее.
Казалось бы, зачем указывать на диске давление воздуха, если оно оговорено в требованиях к шине и определяется в первую очередь ее, а не диска, конструкцией? Специалисты объяснили, что это тонкий страховой ход. Допустим, при заносе на большой скорости автомобиль влетает боком в бордюр - шина соскакивает с обода, диск лопается (если он литой, кованый мнется). Причиной аварии вы, естественно, считаете качество диска (гнилой подсунули, шину не держит) и обращаетесь в суд с намерением вчинить иск его производителю. Но суд решит дело в вашу пользу лишь в том случае, если вы четко соблюдали ВСЕ предписания и ограничения, касающиеся предмета спора. А если обнаружится, что в шине, надетой на диск с надписью МАХ РSІ 50, этих самих РSІ было хоть на фунт больше (это выяснят, измерив давление в уцелевших шинах, - подразумевается, что оно одинаковое на всех четырех колесах) - компенсации не видать.

За соскочившую шину платить не будут. Это логично: обод надежно держит шину, лишь когда та не перекачана, а предел накачки см. в маркировке диска (в этом смысле, кстати, надпись МАХ РSІ на диске вполне оправдана технически). Й, что интересно, за лопнувший диск тоже не заплатят. Почему? Да все потому же. Несоблюдение инструкции. Кажется, какая связь? А неважно. Минздрав предупреждал...
Как видим, надпись - хорошая зацепка в судебном споре. Чтобы не платить лишнего по искам. Американцы на страховых делах собаку сьели. Европа еще не дошла до подобного крючкотворства, но во всяком случае шинное МАХ РSI на дисках там никто не указывает. Или почти никто.

Вы, наверное, обратили внимание на то, что в маркировке рассматриваемого диска отсутствуют такие важные вещи, как вылет и присоединительные размеры "колесо-машина". Вообщето вылет в обязательном порядке указывается всеми европейскими фирмами и большинством американских (наш пример в этом смысле нетипичен). Немцы обозначают вылет ЕТ (допустим, ЕТ 30, если его величина положительная, или ЕТ -30, если отрицательная), французы - DEPORT, все остальные обходятся английским OFFSET. Размеры "колесо-машина" указываются довольно редко. Если вам доведется увидеть на каком-либо диске надпись, к примеру, PCD 100/4, знайте, что диаметр расположения отверстий крепления этого диска к ступице оси равен 100 мм, а самих отверстий 4. Последнее, впрочем, видно и без подсказок.

 

  Украинский портАл  

Copyrights by Navigator © 2004 - 2007
Розробка сайту - студія веб дизайну Artes

Вернуться на главную...